Fighter Pilot
Описание игры
На ZX Spectrum существует превосходный, «серьезный», симулятор полета на самолете. Вам дается американский истребитель, широкоизвестный F-15 Eagle, и вы, выбрав нужный режим игры, приступаете к полету. В процессе игры перед вами отображаются приборы, на которых в режиме реального времени поступает информация о состоянии воздушного судна — скорость и направление полета, углы крена и восхождения, стостояние закрылков и шасси и так далее. Используя эти сведения, вам предстоит поучаствовать в учебном бою, в тренировках посадки и посадки по приборам и так далее.
В главном меню доступны слеующие режимы:
— Landing Practice — тренировка посадки.
Самолет, которым вы управляется, находится в режиме посадки на расстоянии 6 миль от взлетно-посадочной полосы, при этом шасси заранее выпущены. Используя регулятор тяги, элероны и закрылки, а так же руль направления, выбрав нужну,. скорость полета и снижения, вам предстоит посадить машину, используя как визуальные данные, так и систему инструментальной посадки, а так же бортовой компьютер. Коснувшись полосы, не забудьте сбросить тягу и включить тормоза.
— Flying Training — тренировка полета.
В начале самолет стоит на взлетно-посадочной полосе. Чтобы взлететь, нужно дать полную тягу двигателя, а потом, после того, как самолет наберет скорость большую, чем скорость отрыва, необходимо перевести элероны на подъем клавишей «6». Не переусердствуйте с углом подъема, иначе самолет может свалиться в штопор. Максимального ускорения можно достичь, если «разогнать» двигатель еще на полосе, удерживая тормоз, а затем, отпустив тормоз, дать максимальную тягу. После взлета желательно сразу же убрать шасси во избежание ненужного торможения. Да! Перед взлетом выпустите закрылки, так взлететь будет легче.
— Air To Air Combat Practice — тренировка воздушного боя.
Против вас выставляется учебная мишень на расстоянии 2 миль сзади вас. Необходимо выбрать боевой режим (COMBAT MODE), затем активировать бортовой компьютер. Заработав, компьютер даст вам сведения о вашей цели. Она перемещается со скоростью 550 узлов, не стреляет. Необходимо поймать противника в прицел и выстрелить.
— Air To Air Combat — воздушный бой.
Вашей задачей является патрулирование воздушного пространства над четырьмя аэродромами, обозначенными как «Base», «Tango», «Delta», «Zulu». Необходимо предотвращать возможные враждебные действия со стороны вражеских самолетов. Итак, вы взлетаете с полосы аэродрома «Base». Для поиска целей используйте бортовой компьютер и радар. А дальше — как в учебном бою. Необходимо идти на сближение, установить визуальный контакт (расстояние не более 1 мили и разность высот не более 5000 футов). Как правило, противник после этого начинает маневрировать, отстреливаясь. В случае попадания, символ вашего самолета на экране радара, окрашивается в другой цвет. Броня выдерживает только три попадания. Для того, чтобы покинуть бой (в случае больших повреждений или если у вас закончился боезапас) — уводите самолет. Как это ни странно, но вражеский самолет перестанет атаковать после того, как расстояние между вами превысит 1 милю или разница высот составит более 5000 футов. Однако он не перестанет атаковать аэродромы. Совершите посадку на ближайший аэродром, где ваш самолет отремонтируют, заправят и зарядят его оружие.
— Blind Landing — посадка вслепую.
Бывает необходимость посадить самолет только используя приборы. Этот режим игры имитирует такую посадку. На экране ничего кроме приборов не изображается до тех пор, пока самолет летит выше 50 футов. Горизонта нет. Чтобы ориентироваться, используйте бортовой компьютер, радар и карты.
— Cross Winds and Turbulence — поперечный ветер и турбулентность.
Режим игры, когда в воздухе встречаются воздушные ямы, в которые самолет проваливается, теряя высоту, а так же порывы ветра. Разумеется, полет усложняется, как и навигация.
— Pilot Rating — уровень сложности.
Возможен выбор различных уровней сложностей, которые, однако, влияют только на поведение противника. На то, как ведет себя самолет, уровень сложности не влияет.
— Controls — выбор управления.
Зесь можно задать тип вашего джойстика. «AGF» соответствует клавишам «5», «6», «7», «8» и «0».
Теперь разберемся, как же все-таки управлять самолетом.
В полете курсом, креном и углом восхождения управляют рули высоты, руль направления и элероны. Руль высоты управляется клавишами «6» и «7». В зависимости от установки этого руля, самолет наклоняется вперед или назад. Элероны — клавиши «5» и «8» — крен самолета в соответствующую сторону. Чтобы управлять направлением движения в горизонтальной плоскости, используйте руль направления — CAPS SHIFT и Z.
Во время полёта действие этих органов управления может меняться. Скорость поворота, крена и так далее изменяются в соответствии с длительностью нажатия клавиши, что даёт максимальное приближение к реальным условиям.
Двигатель самолета может работать с различной тягой, управляемой клавишами «»Q и «A».
Изменение тяги влияет не только на скорость самолёта, но и на угол тангажа (подъема). Величина тяги, необходимая, чтобы держать необходимую скорость, зависит от высоты и от угла тангажа. Так, например, при посадке на малых скоростях, чтобы сохранить подъемную силу, нос самолёта должен смотреть вверх. От этого увеличивается лобовое сопротивление, и тяга должна быть повышена. Максимальная скорость возрастает с высотой, так как там плотность воздуха ниже.
Управление закрылками — W — вверх и S- вниз. Закрылки применяются для снижения скорости при посадке. Управление закрылками в полёте влияет также на угол тангажа. Выпуск закрылков при скорости выше 472 углов приводит к их разрушению.
Шасси поднимаются и выпускаются клавишей «U». Выпускать шасси на скорости более 400 узлов запрещено.
Тормоза «В». Они включены, когда клавиша нажата, при этом на приборной панели горит надпись «BRAKES». Тормоза нужны чтобы тормозить при двежении по взлетно-посадочной полосе.
Огонь из пушки — клавишей «О» с клавишей «С». Клавишей «C» переходите в боевой режим (Combat Mode), после этого включается бортовой компьютер и на экране загорается прицел. Состояние боезапаса изображается в правом нижнем углу дисплея. Три светящихся символа над индикатором боезапаса указывают иа наличие в воздухе самолётов противника. Справа число — количество сбитых самолётов.
Какими же приборами оснащен ваш самолет F-18?
Авиагоризонт расположеи в центре приборной панели и показывает углы креиа и тангажа вашего самолёта. Широко используется при выполнении сложных манёвров вашего самолёта, когда вы теряете из вида горизонт. Угол крена показывается наклоном символа самолёта, а угол тангажа — на «движущейся ленте». Лента имеет голубой цвет для положительных углов (нос вверх) и жёлтый — для отрицательных.
Скорость — слева от авиагоризонта. Даются показания скорости самолёта в узлах. Высота — даётся относительно земли в футах.
Индикатор скорости подъёма (VSI) — даёт показания скорости набора высоты или снижения в фут/сек. Стрелка показывает вверх, когда самолёт идёт вверх и наоборот. При посадке скорость снижения примерно 20 футов в секунду.
Закрылки (FLAPS) — угол выхода меняется от 0 до полного (FULL). С убранными закрылками минимальная скорость горизонтального полёта — 130 узлов, с полностью выпущенными — 120, то есть выпустив закрылки легче взлететь.
Тяга (THRUST) — индикатор в виде полоски в нижней части панели.
Локатор и компас — эти приборы находятся на левом краю панели. Здесь же отображается отсчёт вашего курса относительно радиомаяка. При смене маяка (клавиша «N») меняется и отсчёт.
Боевой режим — переход в него клавишей «С». При этом включается система прицеливания, задействуются пушки, локатор и бортовой компьютер переключается на самолёт противника. Этот режим индицируется на экране вашего радара светящимся символом. Дистанция и курс теперь относятся к самолёту противника. Чтобы узнать его высоту, включите бортовой компьютер.
Система посадки по приборам.
Бортовой компьютер находится Справа от датчика высоты. Это прибор двойного назначения. Применяется при посадке и в воздушном бою. Переключение режимов выполняется клавишей SYMBOL SHIFT.
1. Система инструментальной посадки. Помогает наводить самолёт на ВПП при посадке. Чтобы спускаться по правильной траектории, надо держать светящийся квадрат в центре прибора, это даст угол снижения 3 градуса.
2. Бортовой компьютер. Изображается точный отсчёт в футах относительно любой ВПП, имеющей радиомаяк в радиусе 10 миль. Расстояние относится к тому маяку, который изображается в данный момент на вашем локаторе. Если ВПП была разрушена противником или находится слишком далеко, то компьютер не работает и показывает жёлтые и чёрные полосы. В боевом режиме компьютер выдаёт высоту самолёта противника. В бою старайтесь держать высоту, равную высоте противника. Топливо (FUEL) — изображается количество оставшегося топлива.
Шасси (UNDERCARRIAGE) — индикатор находится ниже датчика топлива. Он показывает три красных точки и стрелку вниз, когда шасси опущены. Карта включается и выключается клавишей «М».
ПОЛЁТНЫЕ ДАННЫЕ
Скорость отрыва
— с выпущенными закрылками 130 узлов;
— с убранными закрылками 140 узлов.
Минимальная скорость горизонтального полёта
— с выпущенными закрылками 120 узлов;
— с убранными закрылками 130 узлов.
Максимально допускаемая скорость для закрылков
— полностью выпущены — 352 узла;
— промежуточные положения — 472 узла.
Максимально допустимая скорость для шасси
— в полёте: 300 узлов;
— на земле: 250 узлов.
А теперь перечислим тактико-технические характеристики самолета.
Максимальная скорость:
— на уровне моря: 802 узла;
— на высоте 60000 футов: 1439 узлов;
— максимальная высота: 65000 футов.
Динамика посадки:
Тяга — 74% 62%
Угол тангажа — +3 градуса +6 градусов
Скорость снижения — 9 фт/сек 12 фт/сек
Скорость — 125 узлов 135 узлов